Stargoddess
Breath East
:right: Из окружения даймё мы переходим в "зал мечей". Ведь меч - это душа самурая!
Здесь царила довольно мрачноватая атмосфера, которая идеально подходила для холодного оружия. Эти стальные клинки хранят в себе память множества великих сражений, тысячелетнюю историю от своего создания до последней войны в истории самураев. Ею стала Гражданская война 1868-1869 г., когда был свергнут режим военного правительства последнего сёгуна Токугава Ёсинобу. Император Мэйдзи, пришедший к власти в 1868 г., реформировал государство по западному типу. Эти реформы коснулись и самураев: в армию солдат теперь набирали по призыву, из всех сословий. В 1876 г. самураем было запрещено ношение мечей. На этом их эпоха завершилась...
В то далёкое время жили выдающиеся кузнецы, ковавшие стальные легенды! И по прошествии многих веков это мастерство до сих пор не утеряно.
Меч значил для самурая больше, чем все земные блага. Если ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым поместьем, самурай без колебаний выбирал меч. И мог нищенствовать, нося с собой при этом в ножнах целое состояние. Меч был фамильной реликвией, его передавали из поколения в поколение как величайшее сокровище. Он являлся воплощением чести самурая, его воинской доблести, отваги, героизма. Почитался как главная священная регалия императоров, главный предмет синтоистского культа.
В завещании знаменитого сёгуна Токугава Иэясу сказано: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он отделится от него лишь тогда, когда расстанется с жизнью».
:ps: В первом зале напротив "битвы при Секигахара"находился огромный экран, где показывали короткий фильм о создании меча.

Японские мечи служат не для того,
Чтобы убивать или увечить людей.
Их предназначение – поддерживать власть и защищать народ,
Подавлять дьявола и изгонять зло.
Меч – душа самурая, самурай носит меч
Как символ служения своему назначению.
Меч постоянно напоминает о долге тому,
Кто правит людьми.
(Эйдзи Сикава)

:ps: Запомните, если катана поднята лезвием вверх - значит, что ею убивали людей, это оружие познавшее запах и вкус крови... А если лезвие опущено вниз, то данная катана не использовалась в сражениях.

Мастер: Киёнори (провинция Идзумо)
Подпись на хвостовике меча: унсю дзю киёнори
Сертификат: ходзон токэн
Катана в сирасая утигатана-косираэ: протяженность лезвия - 75.5 см.
1380 год (прибл.), период Намбокутё


Мастер: Фудзивара Ёситанэ
Подпись на хвостовике меча: этидзэн дзю кавати дайдзё Фудзивара Ёситанэ
Сертификат: ходзон токэн
Катана в косираэ
1640 год (прибл.), период Эдо


Мастер: Кунихидэ (провинция Кодзукэ)
Подпись на хвостовике меча: унсю дзю киёнори
Сертификат: ходзон токэн
Катана в сирасая кавадзуцуми итомаки тати-косираэ: протяженность лезвия - 86.3 см.
1853 год, период Эдо


Мастер: Тадамицу (провинция Бидзэн, Осафунэ)
Подпись на хвостовике меча: Тадамицу
Сертификат: ходзон токэн
Катана в сирасая: протяженность лезвия - 68.4 см.
1470 год (прибл.), период Муромати



Мастер: Кунихиро
Подпись на хвостовике меча: янагава дзю кунихиро корэ-о цукуру
На внутренней стороне: сёва мидзуноэ ину нэн дзю-гатцу
Катана в сирасая: протяженность лезвия - 100 см.
1982 год, период Сёва.


Мастер: Кунихидэ
Подпись на хвостовике меча: татикана кунихидэ корэ-о китаэру
Сертификат: ходзон токэн
Катана в сирасая кавадзуцуми итомаки тати-косираэ: протяженность лезвия - 86.3 см.
1833 год, период Эдо.


Мастер: Масаудзи
Подпись на хвостовике меча: Минамото-но масаудзи корэ-о цукуру
Катана в косираэ: протяженность лезвия - 67.4 см.
1950 год (прибл.), период Сёва


Мастер: Нобукуни Ёсимаса (1622-1688)
Подпись на хвостовике меча: тикудзэн дзю минамото-но нобукуни ёсимаса
Сертификат: ходзон токэн
Катана в сирасая косираэ: протяженность лезвия - 63.8 см.
1670 год (прибл.), период Эдо


Меч вакидзаси. Конец 18 - начало 19 века.
Мастер: Оми но Ками Тадаёси
Исполнитель резьбы - Нобунаки Масаёси (работа 1819 года)
Резьба на стальном клинке выполнена в виде дракона с пылающей жемчужиной, также с другой стороны вырезан знак бондзи, обозначающий буддийское божество Фудо, и парные долы гомабаси в виде палочек, которые используются в синтоистских алтарях. Относится к токубэцу ходзон токэн Кантэйсе (особо оберегаемый меч).
Длина клинка 62,2 см.


Меч ко-вакидзаси работы мастера Мурамаса. XVI в.
Мурамаса - это не один мастер, а целая династия кузнецов. Доподлинно неизвестно, сколько было мастеров Мурамаса - три или четыре, но исторический факт, что их мечи отличались невероятной остротой и такими качествами, что обладать ими считали за честь выдающиеся самураи. Считается, что Мурамаса умели заковывать в свои клинки духов и заклинания.
Мечи Мурамаса подвергались гонениям, и это единственный случай за всю историю холодного оружия. Дело в том, что клинки Мурамаса - и это документально подтверждено - приносили несчастья членам семьи Иэясу Токугава. Его дед погиб от такого клинка, отец получил серьёзное ранение, сам Токугава был ранен в детстве мечом Мурамаса; когда его сын был приговорен к совершению сэппуку, то секундант отрубил ему голову клинком одного из этих мастеров....
В итоге Токугава решил уничтожить все клинки Мурамаса, принадлежавшие его семье. Примеру Токугава последовали и многие даймё и выдающиеся самураи того времени.
Более того, в течение ста лет после смерти Иэясу Токугава, ношение таких мечей сурово каралось - вплоть до смертной казни. Но так как мечи были совершенными по своим боевым характеристикам, многие самураи пытались сохранить их: прятали, перековывали подпись мастера, чтобы можно было сделать вид, что это меч другого кузнеца. В итоге, по некоторым подсчетам до наших дней дошло всего порядка 40 мечей Мурамаса (что очень мало). Из них только четыре находятся в музейных коллекциях, остальные - у частных коллекционеров.
Мечи Мурамаса до сих пор пользуются большой популярностью у авторов пьес для театра кабуки и создателей компьютерных игр.
Настоящий меч является образцом традиционного японского меча Нихонто, и представляет собой короткий меч ко-вакидзаси, который самураи носили вместе с длинным мечом за поясом лезвием вверх. Он относится к образцам мечей Кото (старые мечи, до 1592 года) и является изделием Мурамаса - династии кузнецов, работавших в провинции Исэ в местечке Кувана в течение 16 века. В форме меча и характере поверхности, манере исполнения узора закаленного края (от низкого мидарэ у пяты клинка к более высокому и разнообразному), в наличии глубоких «долин» на линии закалки (понижение уровня закаленного края) просматриваются характерные черты Мурамаса. В его изделиях своеобразно синтезируются особенности больших традиционных стилей мечей провинций Сагами (Сосю-дэн) и Мино.
Подпись (киндзоганмэй): Мурамаса (подпись с инкрустацией золотом)
Длина: 30,3 см.
Категория: особо оберегаемый меч (Ходзон токэн).
19 год, Хэйсэй.


Катана школы Кайфу. Период мейдзи. Длина 68 см.



Вакидзаси мастера Изумо-Но Дайдзё Фудзивара Ёшитоки. Провинция Ямаширо.
Период Эдо, эра Энпо (1673-1681г). Длина клинка 54.8 см.


Меч катана мастера Фудзивара Каненобу. Период Эдо. Длина 73, 6 см.


Катана мастера Гассан. Провинция Дэва. Эпоха Муромати, Эра Мэйтоку ( 1390 г).
Длина 68 см.


Катана мастера Нио Киёнага. Провинция Ямато.
Эра Муромачи, период Тенбун ( 1532-1554 г). Длина: 69,6 см
Подпись: подарок князя Мацудайра Катамори самураю Кейдзю г. Осака 1868г.


Меч канкэн в оправе из слоновой кости. Начало 19 века.
Оправа меча выполнена в виде мистического животного с рукоятью изображающей голову дельфина. Является особым видом мечей танто, однако ими обладали только дамы самурайского сословия. Такой меч всегда носили за поясом кимоно и использовали в случае самообороны и ритуального ухода из жизни.












Меч категории танто. Середина 18 века.











:right: Отдельное внимание было уделено цуба - одна из самых интересных деталей катаны, находится между лезвием и рукояткой меча. Изначально создавалась, чтобы руки воина не соскальзывали на лезвие и оставались невредимыми при поражении катаной врага.
В Японии изготовление цубы было мастерством, которое передавалось по наследству. Ее история насчитывает более 1400 лет. Свой особый оригинальный стиль цуба приобрела не сразу, её декоративное оформление менялась и развивалась.
До XV века стиль был простым. Это были овальные либо круглые тонкие пластины кованого железа. Без декора.
Но уже в XV — начале XVI в. появился декор, но весьма лаконичный и строгий. Это была темно-серая патина и "сукаси-бори" (прорезное изображение буддийского символа, иероглифа, самурайского герба или овоща).
Поразительную красоту цуба приобрела в последующих эпохах. Мастера виртуозно использовали и сочетали всевозможные материалы и обрабатывали их множеством способов. Это могла быть рельефная резьба, гравировка, аппликация, насечка, перегородчатая эмаль и т. д.
В то время цуба могла иметь самую разную форму — ромба, овала, квадрата, круга, скругленного креста или цветка. Цубу могли делать как из железа, так и из бронзы, меди, латуни, золота и серебра. Применяли и особые сплавы, которые при специальной обработке давали красивейшие патины всевозможных оттенков.
Что касается поверхности, то она могла быть как гладкой, так и обработанной в разных техниках: мокумэ (казалось, что гарда выполнена из слоистого дерева), нанако (цуба выглядела мелкозернистой), каракуса (изделие ажурно гравировалось переплетениями цветов и растений). Мастера использовали и множество декоративных мотивов. В частности, цубы могли украшать изображения птиц, животных, насекомых, оружия, боевых принадлежностей, растений, цветов, пейзажей, явлений природы, драконов, демонов, богов, героев хроник, самурайских гербов. Каждый мастер, занимавшийся изготовлением цубы, старался, чтобы его изделия выглядели оригинально, интересно и эффектно.





















:right: Следом был небольшой зал, часть которого была отведена церемонии сэппуку.
Сэппуку совершалось самураями добровольно, когда те хотели с честью уйти из жизни, а не попасть в руки своих врагов, а также было формой высшей меры наказания для тех самураев, которые совершили различные тяжкие преступления. Также существовала практика совершения сэппуку после смерти своего господина.
Со временем сэппуку превратилось в тщательно регламентированный ритуал. В случае, если самоубийство совершалось не на поле боя и планировалось заранее, оно проводилось при зрителях.
Самурай принимал ванну, одевался в белое кимоно, вкушал любимую пищу, а когда завершал последние приготовления, перед ним клали ритуальный короткий меч танто, также это мог быть вакидзаси на блюде или подставке. Одетый торжественным образом, сидя перед мечом, самурай готовился к последнему действу в своей жизни и писал своё предсмертное стихотворение.

На стене висело пара гравюр и стихи, которые Асано Такуми-но ками Наганори написал перед совершением сэппуку:

Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я ещё легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж - почему?


Перед проведением ритуала будущий самоубийца мог выбрать себе помощника «кайсяку», который, как правило, был его близким другом или родственником и должен был отрубить ему голову. Отсечение головы производилось в тот момент, когда самоубийца вонзал меч себе в живот, после переместив его слева направо режущим движением.
Словно саженец
сгнивший в земле -
моя жизнь
не расцветши, пришла
к завершенью.
(Минамото Ёрисама)


При этом «кайсяку» мог продемонстрировать наивысшее мастерство, отрубив голову таким образом, чтобы она повисла на тонкой полоске кожи. Этот удар назывался «дакикуби» и требовал от исполнителя такого мастерства, что его мог исполнить только очень опытный фехтовальщик.
Кстати, в зале сеппуку очень многим становилось плохо, люди падали в обморок. Думайте, что хотите, но мне не кажется это странным. Ведь у этого кимоно только "отрицательная" энергетика.