Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:40 

Путешествие Часть 3 (Киото)

Stargoddess
Breath East


Огромный интерес в Японии привлекает город – Киото.
Говорят, что этот древний город - ключ к Японии. Его старинное название Хэйан «мир и покой». В Киото нельзя торопиться. Нужно сначала свыкнуться с современной архитектурой, а потом шагнуть в сторону - и оказаться в 794 году, когда император Камму заложил здесь город в строгом соответствии с законами фэн-шуй.
С тех пор энергия ци свободно циркулирует по улицам, давая надёжную защиту городу и особое состояния духа его жителям.
По старому Киото можно бродить с картой, начертанной в эпоху Эдо, 300 лет назад: здесь мало, что изменилось с тех пор.
В Киото до сих пор находятся императорские дворцы, можно увидеть изумительные храмы.
Их очень много: буддистских - 1600 и 400 синтоистских. Среди них есть совсем древние, однако и в них никогда не прекращалась жизнь, не прерывалась нить времени. В квартале увеселений Гион ещё можно встретить настоящих гейш и посмотреть представление Кабуки - знаменитый театр возник именно здесь 500 лет назад.

Не могу не отметить великолепие архитектуры Киото…

1)
Кинкакудзи (Золотой павильон), построен в 1397 г. по приказу правителя страны Есимицу. Этот трехъярусный дворец-храм считается образцом караэ — китайского стиля. Одна из особенностей этого стиля — трехъярусная конструкция сооружения с таким расположением ярусов, которые не превращают постройку ни в трехъярусную башню, ни в трехступенчатую пирамиду. Это достигается гармоническим распределением разных уровней с внутренней симметричностью, причем не в геометрически прямых линиях, а в изогнутых очертаниях. Средства, которыми строители осуществляли такой художественный замысел, были различны: прорезные стены, легкие колонны-столбы, узорчатые карнизы-решетки, прихотливой формы окна.

Четырехскатную крышу со слегка приподнятыми краями венчает фигурка фантастической птицы Феникс.

Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон. Несмотря на три этажа, павильон воспринимается как очень легкая постройка, тесно связанная с окружающей природой. Первые два этажа с большими, свободно просматривающимися галереями почти не представляют замкнутых интерьеров, раздвижные двери дают возможность как бы устранить границу между внешним и внутренним пространством. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания гармонируют со стволами растущих кругом деревьев, две его крыши со слегка загнутыми краями напоминают широкие ветви стоящих рядом сосен. Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в.
Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти (озеро-зеркало). Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.
После смерти сёгуна Ёсимицу его сын превратил Кинкакудзи в буддийский храм — такова была воля отца. Золото со стен храма постепенно сходило, и от его былого величия почти ничего не осталось. Но Кинкакудзи, тем не менее, окружен всеобщим поклонением. Золотой павильон стал составной частью храмового ансамбля, за многие столетия он как бы сросся с окружающей его природой. И ему была оказана величайшая честь, которой может быть удостоен исторический памятник в Японии: Кинкакудзи был включен в список государственных сокровищ. Но это не уберегло его от трагедии — в июле 1950 г. Золотой павильон сгорел дотла. Пожар не был вызван несчастным случаем, поджег его молодой буддийский монах, который был недоволен своей карьерой. Об этом он написал в записке перед тем, как совершить самоубийство. Кинкакудзи был восстановлен японскими мастерами в 1955 г.


2)
Гинкакудзи (Серебряный павильон), одна из величайших сокровищниц Японии. Он сооружен в 1483 г. в восточной части Хэйан во время правления сёгуна Ёсимаса Асикага (1434–1490). Это двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной бронзовой фигурой Феникса.

Широкие выносы карнизов отделяют второй этаж от нижнего. Углы крыши и карнизов слегка приподняты. Верхний этаж опоясан галереей. Два цвета доминируют в облике павильона: многочисленные оттенки коричневого, естественного цвета старого дерева, и белый с голубым отливом — цвет бумаги, которой оклеены решетки узорчатых окон и раздвижных стен. Павильон поражает своей красотой, но не сверкающей, а затаенной, глубинной, восхищает своими мягкими и в то же время четкими очертаниями, повторенными на зеркальной поверхности расположенного рядом озера. Сад, храм и гора Хигасияма, покрытая густым лесом, у подножия которой расположился Серебряный павильон, составляют единое целое, они неотторжимы друг от друга.
Согласно историческим преданиям, сёгун Асикага Ёсимаса построил Гинкакудзи как отклик на Золотой павильон — великолепное творение его деда, сёгуна Асикага Ёсимицу. Якобы первоначально предполагалось, что стены Серебряного павильона, который тогда назывался Хигасияма-доно (Дворец горы Хигасияма), а также Каннон-дэра (Храм, посвященный богине милосердия Каннон), будут покрыты серебром, подобно тому, как в Золотом павильоне — золотом.
Но то ли сёгуну не хватило средств, то ли, увидев, как прекрасно лунный свет играет на деревянном покрытии крыш и стен дворца, он решил отказаться от серебра. Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона.
Более того, создается впечатление, что и в дневные часы павильон излучает серебристое сияние. Трудно понять, в чем причина такого свечения: возможно, этому способствуют раздвижные створки окон, оклеенные белой с голубым отливом бумагой; возможно, причина — в особом способе покрытия крыши, благодаря которому в зависимости от времени суток, и освещения она меняет свой оттенок.
Серебряный павильон создавался и как дворец, и как храм, посвященный бодхисаттве Каннон. На верхнем этаже павильона располагался буддийский алтарь, на нижнем — жилые комнаты. Впервые во дворце стали использоваться раздвижные стены: внутренние (фусума) и внешние (сёдзи). Когда сёдзи снимали, сад, созданный великим мастером Соами, становился неотъемлемой частью дома. Основным компонентом сада является озеро, в котором отражаются очертания павильона. Поднимающиеся из воды причудливой формы камни подчеркивают его контуры. Во дворце была создана комната для занятий (сёин). В комнате имелась ниша (токонома) — эстетический центр жилого пространства. В токонома вывешивался свиток с живописью, ставилась ваза для цветов. Здесь помещалась полочка (тана) для книг и письменных принадлежностей. Пол комнат покрывался циновками — татами. Архитектурный стиль, впервые воплощенный в Серебряном павильоне, стал именоваться сёин-дзукури. Этот стиль оказал огромное, решающее влияние на развитие всей последующей японской архитектуры и культуры. Его воздействие ощущается и сегодня.


3) В исторической части современного Киото находится огромный сад, в глубине которого скрывается старый императорский дворец - Госё.


В своем современном виде он не является тем дворцом, что был построен для императора Камму в 795 г.
Тот дворец назывался Дайдаири - Большой императорский дворец, находился он на северной окраине города. Он был самой древней постройкой Киото, если бы не горел много раз, от того дворца не осталось даже пепла.
А там, где сейчас находится Госё, располагался Сато-даири - небольшой сельский дворец, в котором император укрывался от всех бед и напастей, что случались в Дайдаири. Дворец Госё стал официальной императорской резиденцией при императоре Когон в 1331 г. И 28 поколений японских императоров жили в Госё, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в Эдо, который был переименован в Токио, став столицей Японии.
Дворец открыли для широкой публики в 1946 г. Дважды в год, весной и осенью, в течение недели можно попасть сюда с экскурсией.
Дворец является национальным достоянием Японии и собственностью императорской семьи.


4) Киёмидзудера - буддийский храм в восточной части Киото.
Он расположен на горе Отова, в районе Хигасияма, знаменитом своими храмами.

Его история связана с историей японского буддизма, а о возникновении храма повествует легенда о монахе из г. Нара по имени Энтин, который в VIII в. обнаружил струящийся водопад, и послышались ему такие слова:
"Найди этот источник, прозрачные воды которого впадают в реку Ёдо". Долгое время Энтин бродил по горе Отова, пока неожиданно в глубине заповедного леса не обнаружил место, окутанное туманом. Казалось, что пояс из белых облаков навис над горным источником, затерянным в непроходимых зарослях склона горы Отова. И здесь Энтин встретил буддийского отшельника - горного мудреца по имени Гёэй.
Гёэй дал Энтину кусок дерева, в котором обитал дух Каннон Босацу - богини милосердия. Получив такой бесценный дар, Энтин вырезал из этого куска дерева изображение Каннон и поместил эту деревянную скульптуру в небольшую бамбуковую хижину, которая и считается предшественницей храма, а свое название он получил от прозрачности вод, струящихся по склону. Три хрустальные струи являются одной из достопримечательностей храма Киёмидзу и, по преданию, обладают чудотворной силой.
В 811 г. храм Киёмидзу перешел под покровительство властей, он очень почитался Императорским домом.
За свою многовековую историю храм много раз горел и подвергался разграблениям в ходе многолетних междоусобных войн. Самый сильный пожар случился в 1200 г., когда главное здание храма превратилось в пепел. Большинство построек храма было восстановлено в 1633 г. по повелению сёгуна Токугава Иэмицу и сохранилось до наших дней.
Киёмидзудэра - это храмовый ансамбль, куда входит множество зданий - молельный зал, пагода, основной храм, где выставлено главное божество - богиня Каннон, навес для колокола, помещения, где хранятся сутры, стойло для лошадей и т.д. Весь комплекс является национальным культурным достоянием Японии.

При входе на территорию храма есть стойла для лошадей. Это сооружение относится к XIV-XVI вв., его архитектура отражает национальный стиль, это одна из немногих уцелевших построек той поры и поэтому является национальной реликвией. Когда-то, прибывшие поклониться богине Каннон привязывали здесь лошадей и поднимались наверх. Далее дорога ведет через ворота Нио мон, по бокам которых расположены четырехметровые, устрашающего вида статуи. Это стражи ворот, их еще называют "каменные воины" - Нио. За ними расположена трехъярусная пагода - одна из самых больших в Японии.
Далее находится Кайсандо - храм основателей, здесь обитают духи горного отшельника Гёэй и монаха Энтина. Это здание перевез сюда Саканоуэ Тамурамаро из г. Нагаока.
Людской поток неторопливо течет к главному храму - Хондо, где находится главное божество Киёмидзудэра - одиннадцатиликая, тысячерукая Каннон Босацу. Изображение Каннон помещено на центральном алтаре, справа от нее находится Бисямонтэн - Бог сокровищ, слева Дзидзо Босацу - божество-покровитель детей и путников. Фигурки этих двух божеств вырезал монах Энтин.
По буддийской легенде, Каннон может принимать тридцать три образа для спасения людей. Ей и посвящены 33 храма, каждый из которых имеет свой образ богини. Киёмидзу 16-й из них.
К Хондо примыкает огромная веранда, которая выступает на 12 метров над краем скалы, опорой ей служат громадные столбы, скрепленные без единого гвоздя. Это прекрасная обзорная площадка, где всегда многолюдно. Когда-то она использовалась как сцена для танцев. Эта постройка является частью императорского дворца из г. Нагаока. Когда столицей Японии в 794 г. стал г. Хэйан, нынешний Киото, его разобрали, перевезли в новую столицу и переделали в храмовую постройку.
Современный облик Хондо воссоздан в первой половине XVII в. и является одной из достопримечательностей Японии. Над верандой нависает крыша причудливой формы. В Хондо хранятся эма - таблички с изображением лошадей, их по обету подносили храму с просьбой избавить от болезней, послать удачу в делах, благополучное возвращение из морских торговых поездок.
Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.


5) Сад - Рёандзи
Пустынное пространство белого песка выполняет здесь роль оправы для камней, которые кажутся драгоценными в своей чистой, первозданной красоте. В разбегающихся волнах сухого песка как бы закодировано море. Сад создавался для могущественного властителя Хосокава Кацумото.
Как все великие произведения искусства, сад Рёандзи служит отправной точкой созерцания и размышления, новой для каждого посетителя, для каждого нового поколения.

В Саду камней, разложены и сравнительно большие глыбы, и небольшие камешки. Они расположены группами: пять, два, три, два и три. Вокруг них узенький кружок постриженной травы и гравий неровной формы, но примерно одинаковый по размеру. Видно, что гравий формирует концентрические круги вокруг камней, а немного дальше от них лежит прямыми грядами. Сад обнесен невысокой стеной, сложенной из вымоченной в масле глины и за долгие годы своего существования украсившейся ритмичным рисунком разводов.
Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему.

Люди, пришедшие в Рёандзи, рассаживаются на скамье вдоль каменной картины и подолгу разглядывают ее. О создателе сада известно лишь, что это был художник и мастер садового искусства по имени Соами, умерший в 1525 году. Никто не знает, что подсказывало художнику его воображение, какой замысел руководил им при подборе камней.

Загадка сада камней храма Рёандзи

Загадка сада камней дзэн-буддистского храма Рёандзи в Киото получила научное объяснение. Теперь каждый желающий может создать безупречный с эстетической точки зрения сад камней, используя сравнительно простые математические расчеты.
Рёандзи (Храм покоящегося дракона) принадлежит религиозной школе Мёсиндзи ответвления Риндзай буддистской секты Дзэн. Самые ранние упоминания об этом храме датированы 983 годом нашей эры. Сад камней появился в нем значительно позже, в начале XVI в., в эпоху Муромати (1333–1573 гг.), после очередной реконструкции.
О создателях храмового сада известно немногое. Его авторство приписывают художнику Соами и Дайсэн-ину. Однако хроники самого храма этому противоречат и называют в качестве создателей других людей. На одном из камней можно увидеть имена Котаро и Хикодзиро — они могли быть мастерами, непосредственно выложившими сад.
Сад, выполненный в манере абстрактного «сухого ландшафта» — карэ-сансуй, состоит из пятнадцати скальных обломков, раскиданных так, что посетители могут одновременно видеть лишь четырнадцать из них, под каким бы углом они не смотрели.
Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.
Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень.
Сад камней на территории храма Рёандзи считается одним из величайших шедевров японской культуры. В декабре 1994 года храм Рёандзи был объявлен памятником всемирной культуры, охраняемым ЮНЕСКО — в первую очередь, благодаря своему саду.
Всё время своего существования — около пяти столетий — сад Рёандзи привлекал паломников. В настоящее время его ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Многие из них находят в пяти группах замшелых камней, разбросанных по заполненной гравием прямоугольной площадке нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна. В их расположении чувствуется некий тайный смысл, завораживающий сознание, веками помогавший монахам храма в их медитациях. Никто раньше не предлагал сколько-нибудь глубокого объяснения этого эффекта. Кто-то утверждал, что обломки скал напоминают головы тигрицы с детенышами, переплывающих море. Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане. Кто-то видел в них очертания китайского иероглифа «сердце». Дзэн-буддисты отрицали такие, слишком прямолинейные толкования композиции и были склонны относиться к красоте сада, как к проявлению непостижимой природы бытия. И вот, наконец появилось объяснение, более близкое к их мировоззрению.
Группа ученых из Университета Киото под руководством Герта Ван-Тондера заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи. Они провели компьютерный топографический анализ этого, одного из наиболее известных дзэн-буддистских садов, и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.

Если смотреть на камни из храмового павильона — с того самого места, где традиция предписывала созерцать сад, то в промежутках между группами камней выстроится четко распознаваемое человеческим подсознанием дерево. Сознание же, привыкшее оперировать не паузами, а объектами, будет сосредоточено на самих камнях. В результате возникнет завораживающий диссонанс между двумя координатными системами.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное…

«Сад камней - кто отрешится от всего земного, тому откроется путь к истине дзен-буддизма».

URL
Комментарии
2010-10-31 в 02:21 

После "Золотого Храма" Мисимы Юкио (книга о сожжении Кинкакудзи) Золотой Павильон зловеще смотрится)

2010-10-31 в 02:39 

Stargoddess
Breath East
я не читала этой книги, поэтому не могу понять, что имеешь
ввиду..., почему зловеще...? :conf2:

URL
2010-10-31 в 02:41 

Мисима мрачно пишет, хотя очень красиво.
Кинкакудзи в этой книге был воплощением Красоты, и монах-послушник был одержим идеей уничтожить Красоту

2010-10-31 в 02:47 

Stargoddess
Breath East
а ясно..., надо бы тоже почитать...

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник Stargoddess

главная